ИГРАЙ ВМЕСТЕ С НАМИ!
w w w . m u z t o r g . r u
9
О Б З О Р
Подробнее о продукции Akai Pro – на официальном русскоязычном сайте компании www.akaimusic.ru
Как все начиналось
Нет смысла отрицать, что своим появлением МРС обяза-
ны Роджеру Линну, заключившему партнерское соглашение
с Akai для реализации своих разработок в рамках собствен-
ной компании Linn Electronics, в середине 80-х выпавшей из
бизнеса. В результате сотрудничества Роджера Линна и Akai
в 1987-м был выпущен
МРС60
. Устройство чем-то напо-
минало Linn 9000, но пад-панель приобрела форм-фактор
4 х 4, имелись и другие отличия. В 1991 Линн обновил Akai
МРС60 до
MPC60 Mkll
, новое устройство уже получило
выход на наушники и новый дизайн внешнего корпуса. Обе
модели могли сэмплировать почти с CD-качеством – с раз-
решением 12 бит на частоте 40 кГц.
МРС3000
– следующий настольный секвенсор с сэм-
плером производства Akai, был выпущен в 1994 году и имел
обозначение, первым в электронной индустрии намекающим
на третье тысячелетие; «миллениумы» компании Matrox были
выпущены гораздо позже. В отличие от МРС60, записывающе-
го до 26 секунд аудио, новинка была способна удерживать в
памяти до шести минут сэмплов с CD-качеством 16/44.1. И это
был последний МРС, созданный и выпущенный в результате
сотрудничества Роджера Линна и Akai.
MPC2000
был выпущен Akai в 1997 году, а в 1999
появился и
МРС2000XL
. МРС2000 получил секвенсор на 100
000 событий вместо 75 000 событий в МРС3000, при всего
двух MIDI-выходах против четырех MIDI-выходов МРС3000. В
XL-версии был добавлен time-stretch-функционал и появился
новый накопитель.
МРС4000
появился на рынке в 2002 году. Его ча-
стотные характеристики и разрядность уже соответствовали
аудиокачеству DVD 24/96, он позволял музыкантам создавать,
загружать и играть звуками не только барабанов, но и пианино
и вообще клавишных. Начиная с этого времени в Akai уделяет-
ся внимание эффектам и фильтрам. МРС4000 имеет размеры
компьютера и CD-привод внутри.
МРС1000
был выпущен в 2003 и оказался значитель-
но компактнее предшественника. Он уже располагал встроен-
ными USB- и СF-портами, а также приобрел возможности по
изменению высоты тона аудиофайлов. Пады сине-красного
варианта МРС1000 были устроены по-новому. Впоследствии
Akai вернулся к прежнему конструктиву падов на МРС1000.
МРС2500
был представлен в 2005 году и сразу имел
два MIDI-входа и четыре MIDI-выхода, 10 аналоговых аудио-
выходов и цифровые входы-выходы формата S/PDIF. Опера-
тивная память для сэмплов расширяется с 16 МБ до 128 МБ,
а CF-порт позволял быстро загружать сэмплы в память общей
сложностью до 24 минут.
JJOS
: В истории профессиональных аппаратных реше-
ний не так много случаев, когда находятся желающие написать
собственную версию прошивки. Akai МРС1000 и МРС2500
получили новые операционные системы с расширенным функ-
ционалом и удобствами работы. С учетом очень демократичной
цены альтернативной ОС – the must have update, оспаривать нет
смысла. При этом функционал МРС1000 и МРС2500 становит-
ся одинаково продвинутым.
МРС500
и
МРС5000
являются взаимными
антиподами. МРС500 вышел в 2006-м и представлял со-
бой компактную версию МРС1000 с одним MIDI-входом/
MIDI-выходом, стереовходом/стереовыходом, отключаемой
подсветкой двустрочного ЖК-дисплея, CF-портом, выходом
на наушники и батареечным питанием. Это самый маленький
прибор в линейке за всю историю МРС. Новые возможности
появились сначала в ОС МРС500, затем – в ОС МРС1000. Од-
нако для МРС500 нет JJOS, вывод напрашивается сам собой.
МРС5000 начал поступать на рынок с 2008 года и до сих пор
вызывает противоречивые чувства. Его трудно сравнивать с
МРС60, из сэмплерной драм-машины превратившейся во что-
то значительно большее. МРС5000 имеет встроенный восьми-
трековый рекордер на жесткий диск, встроенный трехосцил-
ляторный VA-синтезатор с мультифильтрами, его оперативная
память расширяется до 192 МБ и способна удерживать до 38
минут аудиосэмплов.
Возрождение и новый смысл МРС
Накануне совсем недавно минувшего шоу WNAMM 2012
компания Akai Professional предложила музыкальному миру
три новинки и новый смысл аббревиатуры МРС – Music
Production Controller. MPC Renessaince, MPC Studio и MPC Fly
по всем признакам выделяются в собственное направление
– они не делают вид, что компьютеров и планшетов не суще-
ствует. Что это значит для пользователей – нам еще предстоит
разобраться.
В 1987 компания Akai выпустила первый белый консоль-
ный, или настольный,
МРС60
, разработанный совместно
с Роджером Линном. Название расшифровывалось как Music
Production Centre, а само устройство унаследовало MIDI-
секвенсор и концепцию «все-в-одном» от рабочей станции
с сэмплерными барабанами Linn 9000. Однако между по-
ставленными рядом Linn 9000 и МРС60 можно легко найти
ряд отличий во внешнем виде и функционале, а со време-
нем различий становилось все больше. Все эти Note Repeat,
Arpeggiator, Q-link, МРС Swing – они-то и легли в основу МРС-
контроллеров. Поэтому новинки – в полной мере альтернатив-
ная ветка развития Akai Professional.
MPC Renaissance
– наиболее ожидаемое со-
единение программных и аппаратных особенностей компью-
терных рабочих станций и продуктивности МРС от Akai Pro.
Контроллер со встроенным аудио/MIDI-интерфейсом, пад-
панелью 4 х 4, панелью вращаемых энкодеров 4 х 4, наклоня-
емым OLED- дисплеем с подсветкой, USB-хабом, сдвоенными
выходами на наушники, микрофонными XLR-предусилителями
– мечта. Осталось оценить 128-трековое программное обеспе-
чение с 6-гигабайтной библиотекой, которое, по заявлению
разработчиков, сможет работать как в standalone-режиме, так
и в виде плагина в большинстве популярных host DAW. Есть
обратная совместимость с любыми данными МРС-форматов,
к тому же нажатием на кнопку Vintage включается режим вин-
тажного звучания.
МРС Studio
объединяет компактный низкопро-
фильный алюминиевый контроллер с подсвеченной МРС-пад-
панелью и специальными низкопрофильными вращаемыми
энкодерами с круговой подсветкой с программным приложе-
нием, как у MPC Renaissance, с небольшими ограничениями в
угоду портативности.
Akai MPC Fly
для iPad 2 – весьма полезное ре-
шение, соединяющее преимущества пад-панели МРС, специ-
ального МРС Арр и iPad 2. За свою цену обложки для iPad 2
со встроенными стереодинамиками и дополнительным акку-
мулятором под с низкопрофильной МРС-пад-панелью, с реа-
лизацией МРС-функционала посредством отдельных кнопок,
входами-выходами и ПО, любитель МРС не сможет найти для
своего iPad 2 лучше «одежки-по-сезону», что поможет зани-
маться творчеством в МРС-манере и сочинять что угодно, где
угодно и когда угодно лучше, чем с MPC Fly. К тому же ваш
iPad 2, будучи подключенным к Akai MPC Fly, еще и подзаря-
дится от него между делом.
МРС
теперь другие, компания Akai Professional теперь
иная – во многом потому, что у нее другие клиенты-почита-
тели, но ничего из старого-доброго не потеряно. Происходит
обычное движение вперед, его невозможно ни игнорировать,
ни остановить.
Никита Филиппов
ВОЗРОЖДЕНИЕ AKAI МРС
С НОВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
Компания Akai Pro предложила
музыкальному миру четыре
новинки и новый смысл
аббревиатуры МРС – Music
Production Controller
MPC Renaissance
MPC Fly
MPC Studio
Серия пишущих сэмплерных
драм-машин Akai MPC – важная
и славная страница в истории
технологий и оборудования для
хип-хоп продакшна, для всей
электронной музыкальной сце-
ны и поп-музыки в целом. В
2008 Akai представил флагмана
в традиционной линейке Music
Production Center МРС5000. Но
на этом история аббревиатуры
МРС явно не заканчивается.